Организация детского творчества

Надо прежде всего определиться зачем учить рисовать ребенка.

Если аккуратности, усидчивости, подготовить руку к письму, то отлично подойдут раскраски, задания типа дорисуй рисунок, разукрась мозаику по пронумерованную цветами, нарисуй рисунок по цифрам и т.п. Эти задания действительно развивают мелкую моторику рук и внимание, но научиться рисовать помогут едва ли, разве что расширят зрительный ряд ребенка. Т.е. он будет знать, да и вот так тоже можно нарисовать, например зайца. Однако рисование гораздо шире. Уметь рисовать это значит самостоятельно изобразить на плоскости , какой либо предмет, сделать его узнаваемым, максимально похожим. А для этого надо несколько больше чем уверенно держать карандаш в руке и знать названия цветов. Понадобится также умение наблюдать и анализировать, знание законов композиции (в каком месте на листе, и какого размера рисовать). Рисование это еще и способность придумать, что то новое, изменять преобразовывать, а это уже творческие способности.


Родители очень часто не дают малышам краски, говоря «он еще не умеет рисовать, он все испачкает». Но как научиться плавать, имея в лучшем случае стакан воды? Да конечно первое что делают дети — это разливают, размазывают краску по столу, по штанам, по полу, лицу и т.д. Ребенку хочется понять, что вообще можно делать с этими красками.

 

Тут главное правильно подготовить среду. У ребенка должно быть место для рисования (по возможности специальное), кухонный стол не подойдет – у ребенка должно сразу идти разграничение приема пищи и рисования. Уберете вокруг все, что вы желаете сохранить в целости и сохранности, освободите пол от ковров или расстелить клеенку. Подумайте, куда ребенок пойдет мыть руки и за что при этом он может взяться. На столе должна быть влажная тряпочка вытирать руки и стол. Держите наготове тряпку для пола. Теперь одежда — она должна быть такая, которую не жалко выкинуть или специальная, например можно из своей рубашки организовать ребенку рабочий халат. Есть еще фартуки и нарукавники, но нарукавники в большинстве своем довольно плотные и объемные и мешают ребенку рисовать, фартуки скрывают одежду только спереди, а ведь на краску еще можно и сесть.

Не стоит ребенка ругать за то, что он испачкался. Просто укажите ему на это и предложите в конце занятия помыться, учите убирать свое рабочее место. Так или иначе период размазывания заканчивается и уже к 3 годам, детям перестает нравится пачкаться, они сами вытирают руки и стол , помогают убирать свое рабочее место. И все же самый, самый аккуратный ребенок не застрахован быть испачканным.
Приведу примеры: Девочка лет 6 работала все занятие очень старательно. Понесла свой недосохший рисунок показать маме, положив на вытянутые руки. Вдруг, сквозняком подняло рисунок, и он прилип к кофточке. Зашла мама, и не глядя на рисунок отчитала ребенка за неряшливость.


Девочка отвлеклась и развернулась, держа в руках кисть, с которой сорвалась жирная капля краски прямо на новые колготки. У девочки началась истерика с криками «меня мама убьет» побежала отмываться. Больше на этом занятии она не рисовала, только сидела и плакала.


Занятие в группе 6-7 леток, ребенок шел мимо стола и как-то резко махнул рукой. Целая коробка красок полетела на пол. Весь замерли, еще пол минуты и у меня было бы полный класс рева. Многие  дети просто испугались от грохота. Что делать?

Я предложила рассмотреть красивые цветные пятна.  Приложила большой лист и отпечатала краску. Дорисовали небо, траву.  Получилось поле цветов в технике монотипия. Пока дети подрисовывали у меня было немного времени прибраться.


Конечно, жалко целую пачку краски или новое платье, но стоят ли они нервного срыва ребенка? Ведь, по сути, во всех этих случаях дети не виноваты, они очень старались.

25.02.2013 / О детском творчестве / Теги: ,
Похожие записи

Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Optionally add an image (JPEG only)