Дети до 4,5 лет не рисуют, их скорее увлекает сам процесс, чем конечный результат или мотив рисунка. Это способ познания мира, представьте, что вы взмахиваете рукой и перед вами вырастает дерево, взмахивайте другой, и оно превращается в цветок. Примерно с таким чудом сталкиваются дети, взявшие впервые в руки фломастер. Ребенок обнаруживает, что он может изменить мир, от его действий, что то меняется. А Вам хочется изменить мир вокруг себя? Это один из первых, простых способов. И начинается веселая жизнь у родителей: разрисованные обои, живот спящего папы, руки, ноги диваны и все до чего можно дотянуться. В 2-4 года ребенок учится наблюдать за процессом изменений — это начало осознанного познания изобразительных средств. Сейчас дети уже выбирают, чем им хочется рисовать, а чем нет, какие цвета выбрать. Это время для того, чтобы привить интерес и любовь к рисованию.
Как организовать занятия?
Бессмысленно вдаваться в долгие объяснения и описания объекта предлагаемого к изображению. Детям натерпится начать творить, а вы их просто задерживаете. Вводные беседы он едва ли запомнит, а вот утомиться может. Меньше слов, больше дела — главный девиз этого возраста. Но все же работа должна иметь конечный результат, ребенок (а так же его родитель) должен видеть, рисовали зайца- значит получился заяц, дерево -значит получилось дерево, пусть кривое, но все же. Почему это так важно:
Первое, имея возможность размазывать, и «пачкать» листы рано или поздно ребенок захочет изображать конкретные объекты, но не имея примеров как это можно делать будут получаться «непонятности».
Второе, видя эти «непонятности» родители часто расстраиваются и начинают учить, КАК НУЖНО РИСОВАТЬ, дети еще какое то время будут стараться, а потом поймут, что рисовать, как взрослый не могут и забросят это дело. Вспомните героя рассказа «Маленький принц».
И так первые занятия должны быть продуманы до мелочей, а как же творчества малыш, спросите Вы? Взрослый продумывает, что рисовать и чем и оставляет выбор за ребенком, каким цветом, в углу или по центру и право сделать это не так как взрослый.
Да и еще, дети не могут заниматься сосредоточено одним делом более 5 минут, поэтому задания должны дробными – меняться способ рисования, инструмент, место в листе, рисование и уборка рабочего места рисование и мытье рук. Например, небо рисуем губками, траву щетками, пока лист сохнет моем руки, а потом рисуем фломастерами ежика. Так будет поддерживаться постоянный интерес – А что будет дальше? И компенсироваться напряжение. В целом занятие может продлиться до 20-30 минут.