Первые ростки детского творчества можно заметить не в материальных продуктах, а в игре. Рождение новых образов, сюжетов, словосочетаний — всё это проявления детского творчества.

Первыми признаками творческого начала являются игровые замещения, т.е. способность ребёнка замещать в игре один предмет другим. Например, использовать палочку в качестве градусника, или ложки, или змеи, или человечка. Когда ребёнок 2-3 лет рождает этот образ сам – это настоящее творчество. Вообще, полноценная сюжетная игра – это и проявление детского творчества, и условие его становления.

Позднее, около 5 лет творчество начинает проявляться в продуктивной деятельности – в том, что и как ребёнок рисует, лепит, организует игровое пространство. Для этого как раз и могут быть полезными всевозможные наборы для творчества.
Новый привлекательный материал побуждает дошкольника сделать что-то новое, своё. Создавая новый необычное произведение – будь то рисунок на стекле, или бусы, или фигурку из глины – ребёнок чувствует себя творцом и гордится созданным.

Немаловажным для него является участие близкого взрослого в создании нового продукта. Наборы для детского творчества – это хороший повод для совместной деятельности и общения ребёнка с родителями. Тем более, что часто сам дошкольник не может справиться с тем, что предусмотрено инструкцией. Даже если главным создателем произведения является взрослый, а ребёнок просто сидит рядом и сопереживает, он чувствует свою причастность к полученному результату и считает себя его автором.

Итак, польза наборов для творчества, как необходимого материала для развития ребёнка, не подлежит сомнению. Остается вопрос, как правильно выбрать такой набор, подходящий именно вашему малышу.

Здесь, следует ориентироваться на некоторые важные моменты. Первый – это возраст ребенка, а значит его интересы и моторные умения. Понятно, что чем младше ребёнок, тем проще должно быть задание. Малыши в 3-4 года любят нанизывать бусы, лепить шарики или колбаску из пластилина, приклеивать наклейки, оставлять отпечатки на бумаге, рисовать ладошками специальными красками. Все эти действия можно назвать творческими для малышей: они приносят новые продукты и новые переживания своего успеха и своих достижений (даже если эти достижения «делятся» с мамой или бабушкой).

Детям от 5 лет доступны более сложные виды деятельности с разнообразными материалами. В этом возрасте малыш уже может выполнять многоступенчатые действия, требующие удержания цели. Мотивом деятельности часто служит уже не сама работа с материалом, а некая внешняя цель. Например, ребенок может лепить те же шарики и колбаски, но с тем, чтобы в итоге сделать из них какое-нибудь животное или человечка.

Эту тенденцию к поиску новых задач в ребенке необходимо поощрять, поскольку именно она является основой дальнейшего развития произвольности. Сделать это легко — надо лишь выдумать сказочный или игровой сюжет для вашего с малышом совместного творчества. К лепке, например, можно подключить кукол, которым «очень нужна» новая посуда, а готовые бусы вдруг могут оказаться «подарком» для феи из сказочной страны.

Важно также в дополнение к старым, постепенно вводить новые материалы, требующие иного способа действия. Это не только принесет практическую пользу (научит ребенка различным инструментальным действиям), но и даст позитивный психологический эффект – вашему малышу будет легче обрести уверенность в себе.

Однако и в этом нужна помощь старших. Во всяком случае, нужно сначала научить ребёнка и убедиться, что он понял способ действия и правильно пользуется набором для творчества.

Но, конечно же, главным адресатом большинства таких наборов являются дети от 7 лет. В этом возрасте ребенок уже способен продолжительное время и самостоятельно заниматься одним делом, что связано с развитием произвольности. Увеличивается также объем знаний, умений и навыков. Ребенку уже доступна большая часть предполагаемых наборами для творчества способов действия, знакомы почти все материалы.

Кроме того, именно в этот возрастной период у малыша возникает собственно потребность в продуктивной деятельности. Создание собственными руками материальных объектов из приятного дополнения к игре превращается в деятельность, имеющую самостоятельную ценность. Сам акт творчества становится осознаваемым, особую ценность приобретает и «продукт».

Семилетнему малышу крайне важно, что и зачем он делает, на первый план выходит практическая ценность. Чем больше применений он и окружающие взрослые находят его изделию, тем больше радость и гордость малыша. Именно в этом возрасте особую актуальность приобретают наборы для детского рукоделия (вязания, бисероплетения, шитья), наборы для создания различных мозаик, настенных панно и т.п.

Другой важный момент – насколько приглянувшийся вам набор соответствует своему названию «для творчества». Вообще, из всей массы представленных под этим названием на рынке товаров, к «истинно» творческим можно отнести лишь малую их часть. Некоторые из видов, например, конструкторы, мозаики и пазлы традиционно считаются отдельным видом развивающих игр, не имеющими непосредственного отношения к творчеству. Их польза несомненна, однако, она совсем в другом. Собирая составную картинку или пазл, создавая мозаику из заданных материалов и по имеющемуся образцу, малыш учится удерживать цель (целенаправленность действий), видеть в разрозненных частях целое (целостность восприятия).

Однако все его действия подчинены заданному образцу (в этом и состоит задача), а значит, о творчестве здесь говорить не приходится. Наборы для детского творчества должны не только ставить какую- либо задачу перед ребенком (слепить, вырезать, склеить и пр.), т.е. научить ребенка различным умениям, они должны обладать таким важным условием для творчества как открытость, вариативность для других действий.

Важно, чтобы ребенок смог реализовать и собственную задумку, не ограничиваясь поставленной задачей. Конечно, фактор творчества присутствует почти в любой деятельности, такова природа человека. Вдвойне это относится к детям — субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое, даже повторяя уже известное другим людям. Важно поощрять уже в раннем возрасте интерес ребенка к экспериментированию, к самостоятельным действиям, к нестандартным решениям проблемных ситуаций.

Ведь сфер для проявления творческого мышления в жизни ребенка много. Все зависит от того, насколько вы поддерживаете малыша в его творческих начинаниях.

Творить и экспериментировать можно всюду – на прогулке (природный материал отлично подходит для создания первых шедевров малыша), дома (стаканчики, баночки, пуговицы, лоскутки ткани и прочие безопасные мелочи могут стать хорошим материалом для творчества) и т.д. Создавая ребенку условия для творчества, вы помогаете ему не только отлично справляться с предложенными заданиями в наборах, но и находить новое применение получившимся продуктам творчества.

Приглядитесь к малышу, как он справляется с простыми и на первый взгляд неинтересными заданиями, быть может, проявляя нестандартные решения, ваш ребенок создает шедевр.

Материал взят с сайта http://www.2mm.ru/razvitie/668/nabory-dlya-detskogo-t.., но полностью согласна с каждым словом.