Прежде чем что-то нарисовать, это нужно рассмотреть. Рисовать  «из головы»  трудно даже великим художникам, не говоря уже о детках.

Понятно, что слона на урок не приведешь, да и домашняя кошка позировать долго не будет, поэтому  «живую натуру» детям заменяют картинки, иллюстрации в энциклопедиях и прочие наглядности.  Но не все картинки одинаковы полезны. Давайте сегодня разберемся, какие наглядности стоит показывать, а какие лучше отложить в сторону, и как со всем этим работать, чтобы урок принес максимум пользы ребенку.

 1. Используйте реалистичные изображения.

Если вы хотите, чтобы ребенок научится рисовать тот или иной объект, лучше всего показывать реальное изображение, не мультяшное. Исключением может быть тот случай, когда вы хотите нарисовать конкретного мульт героя.

Рассматривая  картинку, ребенок определяет свойства предмета, его характерные особенности и старается их передать в своем рисунке. Конечно, идеально похоже не будет.  

Но этого от ребенка не стоит ждать, напротив, каждый детский рисунок получается своеобразным и неповторимым. Дети придумывают такие интересные образы, что практически каждый второй достоин стать героем какого-нибудь мультфильма.

Если вы предлагаете  уже переработанный образ художником, то провоцируете ребенка срисовывать, а  хорошую копию выполнить ребенку едва ли  удастся.  На мой взгляд, это все равно что кормить ребенка фаст-фудом – поел и слава Богу.

 2. Картинка должна быть понятной.

Лучше всего, если фигура (если говорить о животных) сидит или стоит боком. Все части полностью входят в картинку  так, чтобы можно было рассмотреть форму туловища и его пропорции. Вариант, когда животное «смотрит через плечо»  или вид спереди, часто  дают неожиданные результаты. Практиковать со сложным положением лучше всего не раньше 9 лет (и то с большой осторожностью), когда ребенок может простроить форму. Иначе, будет слепое копирование картинки.

Неудачный ракурс

 

Удачный ракурс 

3. На картинке не должно быть ничего лишнего.

Особенно важно это условие для маленьких детей. Все мы знаем, как дети быстро теряют внимание и переключаются на другой вид деятельности. Если вы будете показывать  картинку , где кроме изучаемого предмета есть изображения еще чего-то, да еще и такие же яркие, как нужный предмет, да еще, не дай Бог, и больше нужного предмета, то не удивляйтесь, если урок превратится в рассматривание картинок.  Если  на все ваши попытки привлечь внимание к нужному объекту, ребенок будет спрашивать «А это  что такое?», «А вот это кто?», не ругайте ребенка за невнимательность, это вынеправильно выбрали наглядность.

Если есть возможность, закрывайте «лишние» картинки чистым листом бумаги.

Неудачный вариант

Удачный вариант

Чем это грозит?

  1.  Рассеивание внимания, как в предыдущем  случае .
  2.  Пока досматриваем последнюю картинку, уже забыли что было на первой.
  3.  Затягивание начала урока.

4. Не перегружайте.

Порой, стремясь дать детям как можно больше информации, родители и педагоги  показывают целый ворох  картинок.

Тратить на объяснение больше 5-7 минут  непозволительная роскошь, скорее всего ребенок устанет, так и не доделав рисунок. Дети старше 10 лет могут слушать  чуть дольше и то,  в том случае, если они являются активным участником  обсуждения.

 В целом, я руководствуюсь такой формулой: до 3х лет показываем 1 картинку, дальше , не больше чем  количество лет ребенку.

 

5. Показали и убрали.

После показа, все наглядности нужно убрать и позволить ребенку придумывать самому.  Если вы оставите картинки, то дети пойдут по пути наименьшего сопротивления. Зачем что-то придумывать, когда можно срисовать?

Достаем их в том случае, если как-то элемент вызывает затруднение. Например, маленькие дети часто рисуют птицам и рыбам 2 глаза на изображении в профиль. Для того чтобы объяснить что да как , достаем картинку и показываем «Рыбка повернулась к нам боком, а сбоку мы видим только один глаз».

Другой вариант, когда наглядности можно оставить на столе , если  нам нужна некая достоверность, например,  рисуем сцену на историческую тему. Сначала придумываем композицию, расставляем все объекты на листе и уже после этого достаем изображения исторических костюмов, техники, оружия, утвари и включаем их в свой рисунок.

 С маленькими детьми мне нравится следующий  прием работы с наглядностями. Правда, не во всех кабинетах его возможно реализовать.

В игровой зоне, на ковре,  я раскладываю наглядности. Рассказываю предварительную историю–сказку. Мы с детьми рассматриваем картинки, определяя нужные свойства (согласно цели урока), например, чем украшают себя рыбки или какие бывают замки. Потом мы переходим за столы. Я на своем листе показываю ход работы, предлагая разные варианты, а дети выбирают и рисуют наиболее понравившееся  или придумывают свои. Если возникают сложности, я достаю картинку или прошу ребенка принести нужную, и мы дополнительно обсуждаем трудный элемент.

В конце занятия мы, уже с рисунками,  возвращаемся на ковер и смотрим что получилось. У кого  и что похоже, на какую картинку. «У Сереженой рыбки хвост такой же пышный, как у рыбки-петушка, а по цвету, такая же яркая как золотая рыбка. Как будут звать твою рыбку? Как ты думаешь, какое у нее настроение?». Дальше продолжают беседу дети.