Произведение искусства редко удаётся съесть. Эта возможность предоставляется только в том случае, если вы посещаете показы какого-нибудь новомодного карвинга, или выставку фигурного шоколада, или заказываете блюдо по старинному рецепту в фешенебельном ресторане. В любом случае, удовольствие от поглощения «кулинарного произведения» из рук именитого шеф-повара Вам обойдётся в изрядно круглую сумму. Но у нас на Русском Севере, в Поморье, есть то, что стоит немного, но составит конкуренцию любым иностранным кулинарным изыскам, а по красоте исполнения достойно витрины музея или международной выставки. Имя этому кулинарному чуду – козуля.

Козуля – это попросту пряник. Правда, пряник очень не простой и очень нарядный, в отличие от других русских пряников. В нашей стране пряники делятся по способу производства – печатный, вырезной и лепной; а также – по месту производства – тульский, вяземский, городецкий. Но лишь поморский пряник – козуля – имеет собственное имя. К тому же, козулю можно смело отнести к лепным пряникам, которые являются самым древним видом пряников. Правда, в последние пару столетий козули вырезают с помощью специальных форм, но всё-таки, классическая козуля – лепная.

Искусство изготовления козуль и тетёрок восходит к глубокой старине и сегодня вряд ли возможно точно сказать, насколько давно зародилась эта традиция. Сегодня наиболее популярным является такое объяснение козуль: поморские хозяйки начали печь козули, когда их мужья впервые привезли из морских походов корицу и гвоздику, составляющие основу рецепта козули. Если учесть, что корица и гвоздика были известны на Руси ещё с XII-XIII века, а массовое заселение поморами Русского Севера пришлось на середину XII века, то и зарождение козуль можно отнести к этому же времени. Получается, что нашу козулю пекут уже около 800 лет…

Первоначальное назначение этого пряника было обрядовым. Козулю поморы пекли на рождество, а второй, уже почти забытый пряник – тетёрку – готовили к 22 марта, к дню весеннего солнцестояния. При этом самая популярная фигурка, в виде которой изготавливались козули – олень. Олень на Севере был древним символом Солнца, восходящим к неолитической эпохе. Многие старинные северные предания говорят, что светило возвращается весной в виде коня или оленя. Из этого сюжета и появляются в народных сказках золотая грива коня и золотые рога оленя, символизирующие свет солнца, дающего жизнь и тепло. Потому очевидно, что «рождественский» мотив козуль – позднейшее наложение на древнюю языческую традицию. А профессор Зелинский в 1913 году заметил, что маленькие козули по форме и размеру очень похожи на фигурки каменного века.

Кстати, название «козуля» могло появиться двумя путями: либо основной сюжет козуль – олень – трансформировался со временем в «козу», либо слово было образовано от глагола «козить», что означало: шутить, смеяться, говорить или делать что-то смешное, озорничать.

В поморском быту козуля использовалась всегда и повсеместно. Козули дарили родственникам и знакомым, украшали козулями новогоднюю ёлку; пекли на праздники и на поминки; выставляли в окна, как украшения; укладывали на ворота сверху, как символ благополучия хозяев и увеличения приплода скота; а также использовали, как «разгонный», провожая из дома гостей. Колядующие детишки, гуляя по дворам, распевали: «…Кто даст пирога, тому – двор живота, а кто даст рогушек, тому – двор телушек!». Колядующих также одаривали козулями, специально заготовленными для таких случаев. Но и это не всё. С козулями в руках ходили в гости в «прощённое» восресенье; на козулю укладывали деньги и подарки молодожёнам… В козули даже играли, устраивая метания пряников «на дальность». Такое широкое распространение козуль в поморском быту – ещё одно свидетельство её глубокой древности.
fotopreview-458_340

svadba
Источник