Ребенок в точности повторяет урок, боится экспериментировать. Что делать?

Прежде всего, нужно выяснить, почему он боится отступить от урока и сделать что-то по-своему, ведь наверняка было время, когда ребенок рисовал сам и с удовольствием.

Давайте разбираться.

Ничего само по себе не происходит. На всё есть причины. В данном случае я вижу две основные.

Первая причина – это неверно подобранные задания. Бывают такие, что не оставляют выбора: делай как я, и всё тут. Шаг влево, шаг вправо – и получится ерунда. Если каждый раз предлагается только такой принцип действий, то копирование превращается в привычку. Мозг уже нацелен не на понимание происходящего, а на контроль за руками. Своими и педагога. Какое уж тут творчество!

Варианты схем,  основанных на слепом копировании.

Я всеми фибрами души за индивидуальность в детских рисунках. Поэтому в каждом задании стараюсь предоставить ребенку выбор: вправо или влево направить голову героя, какой цвет выбрать, чем дополнить историю. Чем сложнее курс, тем больше пространства для выбора.

Но не всё так просто, к сожалению. И даже мои ученики, всегда имея выбор, порой не спешат им воспользоваться.

Вторая причина кроется в том, что у ребенка не хватает уверенности в себе. Тут уж хоть красками, хоть карандашом, хоть пальцем по воде – всё не так, как надо, а рисовать по образцу гораздо безопасней, и результат практически гарантирован.

Как ни печально, но неуверенность в своих силах закладываем в детей мы сами – взрослые. Вот отрывок из письма одной мамы:

«…у дочки действительно уверенности меньше стало в себе, частично из-за бабушки, которая всё исправляет («посмотри, у тебя как, и как у учителя» и т.п.), дочке уже 7,5, рисовать по Вашим урокам ещё несколько лет назад стали, но постепенно она всё больше хочет, чтобы её картины выходили точь-в-точь как на Ваших уроках, и плюс в набросках закапывается, хотя желание рисовать у неё большое».

Если самих себя мы ещё можем как-то контролировать, то влияния других людей не избежать никак. Кто угодно может подорвать хрупкую веру ребенка в свои силы – бабушка, знакомая тётя, сосед по парте, даже сама учительница. Поэтому так важно взрастить уверенность изнутри.

Итак, ребёнок в точности повторяет урок, боится экспериментировать. Что делать?

Во-первых, нужно переключить внимание с «идеального результата» на сам процесс.

По ходу рисования задавайте как можно больше наводящих вопросов: где герой находится, чем занимается, какое у него настроение, чего ему не хватает для полного счастья?

Провоцируйте ребенка включить воображение и дополнить рисунок своей историей.

Получился красивый оттенок – остановитесь и обратите на это внимание: «какой красивый получился, как мороженное клубничное», «а тут такой переход, будто небо на закате», «смотри, эта линия похожа на хвостик у поросенка». Постепенно ребенок привыкнет и начнет сам придумывать интересные аналогии, и уже не важно, что эта линия недостаточно ровная, главное, что она похожа на веточку или травинку.

Во-вторых, подпитывайте уверенность ребенка в себе и своих силах.

Начинайте говорить о рисунке всегда с хорошего. Помните, что именно первая фраза западает в душу больше всего.

Хвалите за всё, что ребенок делает по-своему. Другой цвет намешал – отметьте, дорисовала элемент – замечательно придумала!

Здорово, если правильно похвалит рисунок не только мама, но и другие взрослые.

 

А ваши детки рисуют с удовольствием? Или иногда всё же что-то мешает творческому процессу? Если мешает, то что?

25.04.2018 / О детском творчестве
Похожие записи

Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Optionally add an image (JPEG only)