Что не так с первыми рисунками, которые взрослые рисуют своим детям?

Помните, я в группе показала вот такой рисунок, нарисованный моим мужем для сына (1 год и 8 месяцев). И рисунок этот меня, честно сказать, огорчил. Печально, что половина людей, согласно опросу в группе, рисует так же для своих детей.

А подвох здесь вот какой. То, что мы видим впервые в жизни, мы воспринимаем чаще всего как самое правильное. Тем более если эти первые образы преподносит нам самый родной и любимый человек.

В своих первых рисунках для деток взрослые стремятся упростить мир, сделать его более понятным, поэтому рисуют незамысловато, как умеют. Но в результате зачастую передают от поколения к поколению один и тот же шаблон, который, к сожалению, мешает потом детям развиваться. Этот шаблон дает готовое (стандартное!) решение на все случаи жизни и отучает ребенка наблюдать живой мир.

Откуда берется этот шаблон?

  1. Из собственного детства.

  2.  Это то, что уже зашито в нашем сознании рекламой. Вы посмотрите фото и картинки в интернете. Детские рисунки часто используются как яркие эмоциональные образы в рекламе, но что мы видим на этих картинках? Улыбающиеся солнышки, радуги, домики а-ля кубик с треугольной крышей, цветочки ромашки, ну и конечно перепачканные краской счастливые лица. Вы ищите в интернете и книгах задания (или даже не ищите – эти картинки просто мелькают где-то рядом) и мозг запоминает их. О! Это точно детский рисунок, вот так надо рисовать!

    Полистайте, посмотрите.

Что плохого в таком рисунке?
Да собственно ничего, если его нарисуют по разу папа и мама. Но когда он повторяется десятки раз дома, а потом еще и в садике, тогда вообще караул.Расскажу случай из моей практики. Я вела занятия в малых группах по 2-3 человека. Должны были прийти 2 девочки трёхлеточки. Одна пришла вовремя, вторая опаздывала. Пришлось начинать без нее. Мы, кажется, как раз рисовали задание «Полянка с цветами». Я тогда отрабатывала свою будущую программу. Сейчас это пробное задание к курсу «Росточки Творчества»

Так вот вторая девочка пришла, когда мы уже нарисовали небо и начали рисовать травку. Увидев, что тут происходит, она затормозила перед столом и отказалась садиться, но наблюдала. Мы с первой девочкой нарисовали высокую траву на весь лист и начали рисовать цветочки методом тычка.
И тут вторая девочка начала возмущенно кричать и топать ногами: «Это не цветы! Цветы такими не бывают! Я знаю, какими должны быть цветы».
Батюшки! Она в 3 года знает, какие должны быть цветы.

Притом, что мы с мамой показывали ей подготовленные для урока фотографии настоящих полянок, девочка продолжала протестовать: «Это не цветы. Я не буду рисовать!»Мама старалась успокоить дочку: «Ну конечно ты всё умеешь! Давай рисовать вместе». И начала рисовать на листе знакомые и понятные цветочки-ромашки с двумя листиками, облачка барашки, солнышко в углу и все по списку.

Что произошло?

У девочки случилась истерика от того, что ей предложили посмотреть на реальный мир и попробовать нарисовать его иначе, нежели по заученной ранее условной схеме.

Думаете, это детские капризы?

Нет, это целая беда для педагогов художественных школ. Первые год-два обучения уходят на то, чтобы отучить детей рисовать солнышки в углу и зеленые елки из треугольничков. Сколько сил тратится на то, чтобы научить детей видеть разнообразие природы вокруг, вы бы только знали!

«А как надо?» – спросите вы. Прежде всего, надо разделить рисование на два вида: для последующего повтора ребёнком и рисование как иллюстрация какой-то истории (что было в нашем случае).

С детьми до двух лет не стоит создавать какие-то сложные сюжеты со множеством действующих лиц. Лучше рисовать простые формы на основе пережитых впечатлений. Вот камушки у дорожки. Вот песочек в песочнице. Вчера трава на улице была высооокая, а сегодня ее скосили, и она стала низкая. Можно делать линии колючие, можно плавные.

А помнишь, мы попали под дождик? Вот капельки падают, а вот ручейки текут по асфальту. Капельки, листики, камушки можно «пришмякивать» кисточкой, а ещё можно попробовать оставлять следы разными предметами и придумывать, на что это похоже. Такое нехитрое рисование доставит малышу большое удовольствие.Если же вы рисуете какую-то историю, а ребёнок только наблюдает, либо вы рисуете с детьми старше двух лет, то постарайтесь:

1. Рисовать землю не одной линией. Хотя бы немножко, но обязательно gрорисовывайте передний план. (В нашем рисунке это есть)

2. Ни в коем случае не рисуйте небо одной синей линией у верхнего края листа.

Небо идет до самого горизонта. Нет между небом и землей разрыва. Ну, нарисуйте вы еще черточки ниже. Это ведь не трудно. Ребенок точно осилит. Иначе потом очень трудно объяснить детям, что такое горизонт. Приходится 10-летних детей подводить к окну и показывать пальцем. И ведь даже так не всегда верят, что между небом и землей нет разрыва.

3. Старайтесь рисовать предметы крупнее.

Маленькие дети всё видят ближе, чем мы, а значит и крупнее. Так им будет проще и воспринимать и повторять. Смотрите, на нашем рисунке все такое мелкое, что даже глаза людям не удалось нарисовать

4.Заполняйте весь лист. Чем меньше белого пустого поля, тем лучше

Вот если бы фигуры были крупнее, то и лица можно было прорисовать, и вокруг пустоты было бы меньше.

5. Солнышко. 

Ох, уж это солнышко. Если бы можно было его избежать. Но навряд ли получится. Попробуйте хотя бы с ним поэкспериментировать. Будьте оригинальны.

Является ли применение этих советов гарантией будущих художественных шедевров?

Увы, нет. Остается велик шанс, что в садике или в кружке ребенка научат самому простому и распространенному способу. Даже убедят, что это очень красиво и так надо.

Но если у ребенка будет другой наглядный пример, появится хотя бы выбор: рисовать как все или нарисовать мир, который ты сам видишь вокруг.

С уважением, автор проекта «Уроки Творчества», Елена Скулкина

08.08.2018 / О детском творчестве
Похожие записи