(из вебинара Елены Скулкиной «Как рисование убивает или укрепляет детскую самооценку»)

Тема сегодня серьёзная и, казалось бы, не связанная с рисованием.

По крайней мере, в своем практическом опыте, когда я вела «живые» занятия я не связывала рисование с детской самооценкой. Хотя, конечно, ситуации были разные: дети рвали рисунки, чиркали от злости на чужих рисунках, залазили под парту и даже забивались под батарею.

Один раз мальчишка так психанул, что выбежал из класса, пробежал через весь коридор, забился в угол, колотил ногами и кричал так, как будто я его в классе била. У него была такая реакция на неудачу. Другой случай произошел не со мной, но с ребёнком, у которого я была классным руководителем. Он тоже так перенервничал, что выбежал из класса на улицу в чем был, и учительница там ловила его по сугробам.

Ситуации бывают разные абсолютно. Как мы к этому относились? Считали: ну, вот такой ребенок. Ну, психанул, ну, не повезло, ну, сорвал урок – бывает… Дальше мысли как-то не развивались.

Эта тема поднялась сейчас, когда я работаю с видео-уроками. Мамы тихонечко занимаются дома, наблюдают за детками, смотрят на их реакцию, слышат их вопросы. В результате вопросы возникают уже у самой мамы. Кроме вопросов про кисточки и краски мне начали присылать такие вопросы: почему ребенок боится рисовать, почему он не рисует по уроку, а что-то другое рисует? И ещё много-много «почему». В связи с этим мне пришлось переосмыслить весь свой опыт, вспомнить, вернуться туда, связать воедино все узелочки и понять, наконец, почему это происходит и как это изменить.

Сейчас мне хочется задать вам такой вопрос: в каких случаях вы понимаете, что у ребенка низкая самооценка? Я имею ввиду самооценку в сфере рисования. Что такое происходит, что вы начинаете по этому поводу волноваться?

«Вообще не хочет продолжать занятия».
«Зачеркивает рисунки».
«Не показывает, прячет».
«Полностью отказывается рисовать. Говорит, не получается»

Смотрите, что такое происходит: ребенок ориентируется на образец.

Пытается копировать, но не получается. Даже если человек очень хорошо рисует, копия в любом случае получается хуже.
Либо у него в голове какая-то красивая картинка, и он не может её нарисовать. Вроде бы такая вот серьёзная проблема.

Как вы думаете, как её решить? Ребенок не хочет рисовать, перечеркнул. Вот как вы поступаете в этой ситуации?

Сейчас я дам вам одну маленькую идейку, которой сама в жизни активно пользуюсь, но сначала хочу, чтобы вы немножечко описали свою ситуацию, своё решение. Итак, что вы делаете, если ребенок не хочет рисовать, говорит, что у него не так красиво?

«Предлагаете что-то другое».
«Начинаю рассматривать рисунок, находить интересные детали, за которые можно похвалить».

Это правильно, это тоже хорошо работает.

А вот что я хочу донести до вас на длинную перспективу.

Очень хочется, чтобы эта идея отложилась у вас в голове и потом вы смогли бы донести её ребенку. Фокус в том, что рисование до восьми лет – это не создание шедевров, не создание картинки, которая есть в голове и даже не копирование рисунка педагога или художника. В этом возрасте рисование – увлекательный интересный процесс, это игра, даже можно сказать игра с самим собой.

Потому что в рисовании, во-первых, нет идеального рисунка, а во-вторых, на любом этапе здесь можно всё или почти всё изменить.
Отсюда вытекает мысль: из любой ситуации в рисовании можно выкрутиться!

Если подходить к рисованию не как к созданию шедевра, а как к игре, особенно когда возникают какие-то сложные ситуации, то немножко фокус меняется, и ребенок уже другую задачу перед собой ставит. Не сравнивая свой рисунок с рисунком педагога, не сравнивая себя с кем-то ещё, не зацикливаясь на случившейся неудаче, он начинает играть и придумывать, как победить эту ситуацию.

Конечно, эта привычка вырабатывается не с первого раза, не с первого урока, но потихоньку, с третьего, четвертого, пятого раза эта игра начинает захватывать. У меня она перешла из рисования, из уроков с детьми в саму жизнь. Я уже так живу. Думаю, вы машинально, интуитивно такие вещи тоже делаете. Просто хочу заострить ваше внимание.

Смотрите, банальная ситуация: клякса.

Ребенок рисовал красками, и упала клякса. По заданию этой кляксы, конечно, не должно быть. Ребенок начинает расстраиваться. Что я делала на своих живых занятиях:
«Тсс, никому не говорим! Это наш секрет».
Ребенок таким словам удивляется, немножко от своих переживаний отстраняется: «Как это, никому не говорить?».
Дальше я говорю: «Слушай, а ведь это облачко похоже на другую маленькую птичку» или «Это пятнышко похоже на листик». Можно совсем немного подрисовать, обвести. «Слушай, ну что у нас один листик, давай ещё нарисуем». Нарисовали. И вот уже наша птичка летит где-то среди веток.

Да, возможно трудно будет вписать это в урок, но главное – перебороть детское отчаяние. Это маленькая, но очень важная победа. Сначала с вашей помощью, а потом и сам ребенок научится это всё перерабатывать и легко, играючи выходить из подобных ситуаций .

Кто был на уроке с птичкой, тот видел: нарисовали хвостик маленький — да ничего страшного! Взяли, добавили ещё и всё, никакой трагедии в этом нет. Дальше, надо нарисовать тело. То же самое: побольше обвели и рисунок спасён. А изначальные очертания могут потом стать чем угодно: крылышком, пятнышком. Вот ребенок нарисовал слишком большой круг и начинает переживать: всё, это никуда не годится, надо выбросить! А мы берем и спокойно рисуем в этом круге то, что было задумано. А круг в итоге может стать облаком, гнездом, лужей или ещё чем-то.

Из любой ситуации всегда можно выкрутиться.

Если рисуете гуашью, можно просто закрасить.Если это фломастер, то можно дальше разделить фон и детализировать. С той же птичкой: вот она попала во вьюгу, а вот – в радугу.

Итак, ещё раз: рисование – это, во-первых, процесс, а во-вторых, любую ситуацию здесь можно изменить.
Не надо зацикливаться на том, что не получилось, нужно просто выйти за рамки задания.

Придумайте продолжение истории и всё. Когда такие маленькие-маленькие победы у ребенка свершаются каждый урок, он становится гораздо уверенней в себе: «Да я всемогущий, я могу из любой ситуации выйти!»

8 июля стартует бесплатный курс для мам с детками от 2-х до 5 лет «От каляк к шедеврам» . Поговорим, в том числе, о том, как избежать такой ситуации, когда ребенок боится рисовать или не уверен в своих силах.